Филёвский завод: Крылья для фронта

Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») на протяжении всей своей истории играл исключительно важную роль в развитии и становлении отечественного машиностроения. После выпуска первых советских легковых автомобилей «Промбронь» начался авиационный период.

С 1923 по 1927 год здесь, в Филях, выпускали первые в стране цельнометаллические самолёты фирмы «Юнкерс». С 1928 по 1933 год завод собирал самолёты-разведчики, истребители, пассажирские самолёты, тяжёлые бомбардировщики серии «АНТ». С 1935 года до начала войны здесь было налажено серийное производство скоростного бомбардировщика АНТ-40 и пикирующего бомбардировщика «Пе-2».

 

Высший пилотаж воздушной маскировки

22 июня 1941 года навсегда останется в истории нашей страны как день начала кровопролитной и жестокой войны. Гитлеровские войска наступали стремительно, и первая воздушная тревога в столице прозвучала в ночь на 1 июля 1941 года, однако самолёты люфтваффе не появились.

Советское правительство понимало, что немецкое командование было хорошо осведомлено о местах особой важности Москвы. Поэтому в начале июля 1941 года в срочном порядке был разработан проект ложного завода № 22. Место было выбрано у деревни Татарово, за селом Крылатское, с похожим изгибом Москвы-реки. Плоские фанерные «самолеты», «цеха» строились из крыш и фонарей, бревнами очерчивался контур зданий. Таким образом было сделано всё возможное, чтобы обезопасить действующий завод.

В ночь на 22 июля Москва подверглась первому воздушному налёту 250 немецких бомбардировщиков. Работников завода в течение девяти минут вывели из цехов и укрыли в земляных щелях. Снаружи остались только люди для борьбы с пожаром. На Фили в ту ночь упало 39 фугасок и 434 зажигательные бомбы (на завод — 8 фугасок, 21 зажигательная бомба). На заводе и в поселке погибло 16 человек, 76 человек были ранены и контужены. Здания завода имели незначительные повреждения. Ложный же завод немецкие самолёты фактически сровняли с землей. Через 15 минут после отбоя воздушной тревоги цехи настоящего завода продолжили свою работу.

 

Минное поле вокруг авиамастерской

10 октября 1941 года эвакуировали столичную промышленность. Завод № 22 был переброшен в Казань и разместился на базе авиационного завода № 124. Производственную площадку в Филях планировалось уничтожить, предварительно заминировав. На заводе осталось 70 недостроенных Пе-2, и директором, Юрием Николаевичем Карповым, было принято решение собрать изделия и отправить по воздуху. Работники за четыре дня выполнили поставленную задачу.

На территории эвакуированного завода в Филях образовалась ФАРМ-22 (Фронтовая авиаремонтная мастерская). Здесь ремонтировали Пе-2, ДБ-3, ДБ-3Ф, СБ, ТБ-3, изготавливались детали для автоматов и минометов, работники принимали участие в строительстве оборонительных сооружений на Можайском направлении. Днями и ночами стахановцы завода боролись с холодом и голодом ради лечения железных машин. До декабря 1941 года ФАРМ-22 «поднял» 274 бомбардировщика.

17 декабря был образован завод № 23. В него вошли те, кто остался в Москве, а также те, кто прибыл из ранее эвакуированных заводов — харьковского, кимрского, запорожского, бакинского. Первым делом заводчанам предстояло помочь саперам разминировать завод и окружающую его территорию. Также были организованы бригады, которые должны были помогать рабочим в восстановлении завода и рабочих поселков. 16 марта 1942 года завод получил задание на серийное производство двухмоторного бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4). Всего до 1943 года завод № 23 изготовил 367 таких самолетов.

 

Сотни Бомбардировщиков Ту-2

Как и тысячи других производственных предприятий, авиационный завод № 22 приближал Победный май 1945-го. Заменяя ушедших на фронт, ударно работали труженики филёвского тыла.

Участвуя во Всесоюзном социалистическом соревновании для помощи фронту, на заводе были организованы комсомольско-молодежные бригады. Это введение помогло в увеличении изготовления военной продукции. Выпуск самолетов на заводе увеличился в 1,5 раза, по сравнению с 1942 годом, в 1944 году — в 3,5 раза больше чем 1943 году. В 1943 году было выпущено 16 Ту-2, в 1944 году — уже 378, в 1945-м — до двух самолетов в сутки. Всего же до 1949 года здесь было выпущено 1994 бомбардировщика Ту-2 всех модификаций.

16 сентября 1945 года «за образцовое выполнение задания Правительства по производству боевых самолетов» завод № 23 был награждён орденом Ленина.

 

Ушедшие по зову сердца...

В годы Великой Отечественной войны патриотизм советских людей превратился в поистине величайшую силу и безусловно стал одним из решающих факторов победы. На фронт из проходных филёвского завода ушли 2500 человек, около 1000 из них не вернулось. Часть работников воевала в составах 21-й дивизии Народного ополчения и 3-й Московской Коммунистической Стрелковой Дивизии.

Память погибших заводчан увековечена на мемориальной стеле, возведенной вблизи предприятия в Филёвском парке. Ежегодно в Дни воинской славы Совет молодёжи, Совет ветеранов, руководство ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, представители городской управы района, учащиеся близлежащих школ проводят мемориальные акции по сохранении памяти прошлого, истории предприятия, поддерживают связь времен и поколений.

roscosmos.ru



Добавить комментарий