Гравитационно-волновая обсерватория LISA стала на шаг ближе к реальности

Космическая миссия под названием LISA — «Космическая антенна лазерного интерферометра» — завершила фазу А своего жизненного цикла. Проект получил важное технико-экономическое обоснование. Возглавляемая Европейским космическим агентством (ESA) в сотрудничестве с NASA, гравитационно-волновая обсерватория LISA будет состоять из трех космических аппаратов, которые будут вращаться вокруг Солнца в форме треугольника. Каждая «сторона» этого треугольника будет иметь длину 2,4 миллиона километров.

Гравитационно-волновая обсерватория LISA стала на шаг ближе к реальностиLISA Pathfinder

В качестве интерферометра, подобно наземному LIGO, LISA будет очень точно отслеживать расстояние между тремя космическими аппаратами. Когда проходящая гравитационная волна вызывает искажение пространства-времени, LISA обнаружит это. Это изменение определяется по небольшому изменению расстояния между космическими кораблями. LISA также сможет определить, с какой части Вселенной пришла гравитационная волна.

Важность обнаружения гравитационных волн

Гравитационные волны, существование которых предсказывал Эйнштейн, порождаются одними из самых экстремальных астрофизических явлений во Вселенной. Когда черные дыры и нейтронные звезды — одни из самых плотных и массивных объектов — вращаются вокруг друг друга или сливаются, они вызывают рябь в ткани пространства-времени.

Гравитационно-волновая обсерватория LISA стала на шаг ближе к реальностиИллюстрация, демонстрирующая, как можно обнаружить различные события гравитационных волн. Графика: ESA

Инструмент LIGO вошел в историю, как первый, обнаруживший гравитационные волны в 2015 году. С тех пор астрофизики желают уловить больше таких волн. Но некоторые наблюдать труднее, чем другие, поскольку слияния разных масс производят волны разных частот. Слияния небольших черных дыр и взрывы, подобные вспышкам сверхновых, обнаруживаются такими обсерваториями, как LIGO. Но слияния сверхмассивных черных дыр излучают частоты, которые невозможно поймать при помощи 4-километровых рукавов LIGO – нужна большая длинна. Поэтому рукава LISA длиной 2.4 миллиона км смогут обнаруживать события с более низкой частотой, такие как столкновения гигантских черных дыр.

Разработка длиною в 20 лет

Аппаратное обеспечение LISA уже было протестировано миссией LISA Pathfinder, которая была запущена в 2015 году и продемонстрировала, как можно удерживать аппараты на одном месте в космосе и измерять их расстояние между собой с необычайной точностью. После этапа A LISA перейдет к этапу B1, в ходе которого будет разработана технология для миссии и выбран ее окончательный дизайн. Технологии для LISA будут включать лазерные системы, телескопы и датчики.

Строительство космического корабля начнется не раньше 2024 года. Ожидается, что миссия будет запущена в 2037 году – через 20 лет после того, как ESA выбрало ее в качестве приоритетной.

По материалам ESA

Напомним, что ранее мы рассказывали о ТОП-3 телескопах, которые запустят в следующем десятилетии.